Как коронавирус ударил по малому бизнесу в Узде

«Не предугадаешь, будут

ли заказы вообще»

Как идут дела в кафе, в продмагах, в кинотеатре,

у грузоперевозчиков?

Заведения общественного питания в г.Узда перешли, в основном, на доставку и сократили время работы. Некоторые урезали меню, а кто-то и вовсе закрылся на неопределенный срок, сообщает mlyn.by.

«СЕГОДНЯ БЫЛО ЧЕЛОВЕК 15,

И ЭТО МНОГО ДЛЯ НАС»

Ресторан «Нёман» на улице Советской - это единственное заведение общественного питания Узденского райпо, которое продолжает работу, несмотря на тяготы.

Марина Воробей, бармен ресторана и исполняющий обязанности администратора, рассказала о ситуации в заведении:

—Людей стало ощутимо меньше, к тому же отменились все забронированные мероприятия. Выручка упала процентов на 80. Изменился и график работы. Прежде было с 10:00 до 24:00, а по выходным до часу ночи. Сейчас с 10:00 до 18:00, причем по выходным ресторан закрыт. В основном у нас осталось только обеденное меню, но даже оно с изменениями: из двух обширных комплексов — один. Сегодня было человек 15, и это, можно сказать, много для нас.

Так же, как и все, персонал выполняет все санитарные меры: работает в перчатках, при большом количестве людей — в масках. Рабочее помещение и инвентарь обрабатывают дезинфицирующими средствами.

— Мы не сокращали штат, все рабочие места пока удается сохранять — просто по очереди уходим в отпуск, — говорит Марина. — Но всё это временные меры.

«ВЫРУЧКА УПАЛА

В ПЯТЬ РАЗ»

Директор кафе на улице Новицкого Андрей Крисько отмечает: количество посетителей в разы сократилось, но заведение продолжает работать.

— Говорить особо не о чем, выручка упала впятеро, — рассказал он. — Но, несмотря на низкую посещаемость, мы продолжаем работу. Предприняли все меры, чтобы обезопасить себя и посетителей: обрабатываем все поверхности; на барной стойке и в уборной разместили дозаторы с антисептиком; бармены, официанты и курьер работают в маске и перчатках. Расстояние между столиками не меняли, так как зал большой и места для дистанции хватает.

Запустили режим доставки со скидкой в 10%, сохранилась и опция «на вынос». В пятницу и в выходные заказов, конечно, больше, чем посреди недели.

— Как и прежде, к нам приходят на обед, поэтому обеденное меню не убирали, — рассказывает директор. — Пришлось сократить рабочее время: теперь заведение и доставка работают до десяти вечера.

«ДЕРЖИМСЯ НА ПЛАВУ,

КАК НИ СТРАННО»

— В условиях такой ситуации, как ни странно, держимся на плаву, — делится Александр Асмоловский, повар из сети быстрого питания на улице Карла Маркса. — В выходные делаем около ста заказов. Работаем в маске, но если в помещении никого кроме нас нет — снимаем. Сами понимаете, очень тяжело в ней проработать весь день, да еще и над горячей плитой — настоящая баня.

— Все поверхности обрабатываем антисептиком, даже ручки дверей после каждого посетителя, — подхватывает кассир Татьяна Будько. — Не так давно заказали защитную пластиковую перегородку, чтобы обезопасить себя и клиентов.

— Иногда сами развозим доставку, если, к примеру, курьер на больничном. Приготовил, переоделся, вооружился маской, перчатками — и полетел. Как говорится, блюдо от шефа прямиком в руки, — шутит Александр.

«НЕ ПРЕДУГАДАЕШЬ, БУДУТ ЛИ

ЗАКАЗЫ ВООБЩЕ»

Алена Сачик, владелица закусочной на улице Молодежной, где готовят шаурму, отмечает: количество посетителей снизилось и у них, но ситуация пока не настолько критическая, чтобы закрываться.

— У нас сократился режим работы до 18:00, хотя раньше работали до 22:00, — рассказывает женщина. — Выручка упала на 50%. Как таковой доставки у нас нет, но иногда можем и сами развозить, если не сильно загружены. Стали закупать меньше продуктов для заготовки. Знаете, тяжело, но пока держимся и закрываться не планируем.

— С апреля, когда в стране пошла волна новостей о коронавирусе, людей стало значительно меньше. Раньше было 120–150 заказов, теперь максимум 50, — делится повар Наим Вайсзода. — Больше всего людей приходило вечером, а теперь даже не предугадаешь, будут ли они вообще. Работаю, как и полагается, в перчатках. Прошу покупателей, чтобы становились немного подальше, не пытались пролезть ко мне в окошко и держали дистанцию.

 «РАБОТАТЬ СТАЛО СОВЕРШЕННО

НЕЦЕЛЕСООБРАЗНО»

Бару на бульваре Дзержинского пришлось на неопределенное время уйти на каникулы.

— Мы закрыты уже примерно месяц, так как количество гостей за неделю уменьшилось на 90%, и работать стало совершенно нецелесообразно, — говорит директор и соучредитель бара Павел Мисечко. — Ко всему прочему, все это происходило в самый разгар вирусных событий, так что думать времени особо не было. Да и сократить график тоже не получалось: наш нормальный режим работы был с девяти вечера до четырех утра. Какой смысл был открываться на час? Сложно сказать, сколько мы еще будем закрыты, но, думаю, работа в баре начнется не раньше, чем через полтора месяца. Но это всего лишь предположения, потому как в такой ситуации раньше не оказывались. Все мы сейчас зависим от пандемии, вы же понимаете.

Сейчас решили сосредоточиться на кафе, которое находится в Минске. Хотя и там пришлось отправить весь персонал в отпуск за свой счет и самим выполнять работу бармена, официанта и уборщика.

Директор считает: если бы снизили арендную плату и налоговые сборы, ситуация бы улучшилась.

— Неделю назад я написал заявление на сокращение арендной платы на 50% на время закрытия. Надеюсь, придет положительный ответ. Сейчас ресторанному бизнесу как никогда требуется поддержка.

«В ЗАЛЕ ПО ЧЕТЫРЕ

ЧЕЛОВЕКА»

—Посещаемость снизилась, люди не стремятся находиться в общественных местах. Если раньше ходили хотя бы родители с детьми, то сейчас практически никого нет, — рассказывает Александр Ясютчик, инженер, исполняющий обязанности управляющего кинотеатра «Октябрь». — Приходят по четыре человека на сеанс и рассаживаются по всему залу. Показы фильмов осуществляются как обычно: в будние дни два сеанса, а по выходным — три. Премьеры, как вы знаете, отменили, поэтому остались киноленты более мелких компаний.

Все меры дезинфекции соблюдают. Проводят влажную уборку в залах, обрабатывают ручки, гладкие поверхности, протирают полы. В кинотеатре разместили дозаторы с антисептиками, чтобы зрители могли обработать руки.

«БУЛКУ ХЛЕБА И ПАКЕТ МОЛОКА

ДОСТАВЛЯЮ БЕСПЛАТНО»

Директор магазина на улице Пролетарской Андрей Адаменко рассказал, что начиная с февраля, нагрузка ощутимо увеличилась:

— Наверное, многие боятся ходить в крупные магазины, где бо́льшее скопление людей. Часы пик все те же: либо в обед, либо вечером. Мы поставили антисептик, положили рядом салфетки, развесили объявления о том, что нужно соблюдать дистанцию, продавец работает в перчатках — все для того, чтобы людям было максимально комфортно и безопасно. У каждого продавца есть маски (по четыре на человека), но заставить надевать их насильно я не могу.

Что касается поставок, в целом, ничего не изменилось, разве что затронуло импортные товары.

— Те же лимоны — месяца два назад их цена составляла 3 рубля 70 копеек. После того как появились новости, что лимон и имбирь якобы помогают от коронавируса, цены резко выросли и этот продукт стал роскошью, — объясняет директор. — Тогда я решил их убрать с полок своего магазина: не хотел заказывать по той цене, которую мне предлагали, ведь через 2–3 недели цена все равно упала бы. Сейчас лимоны у меня лежат по 6,90. Да, пока не та цена, что была раньше, но и не 12 рублей.

Не так давно магазин организовал доставку продуктов. Заказы директор развозит сам, с шести до восьми вечера. Охват — Узда и близлежащие деревни в радиусе десяти километров.

—Некоторые думают, что на такой услуге наживаюсь, — смеется Андрей. — А я делаю это бесплатно. Это просто моя гражданская позиция и социальный долг — в этот тяжелый период помочь людям и особенно тем, кто находится в зоне риска. Некоторые думают, что заказ должен быть от 50 рублей и выше, но нет. Это может быть буквально булка хлеба и пакет молока. Но, говорю же, многие не верят. Наверное, тяжело поверить в то, что остались в мире добрые дела.

«НЕ ПОДСАЖИВАЮТСЯ КО МНЕ

НА ПЕРВОЕ СИДЕНЬЕ»

Убытки из-за нехватки пассажиров несут и узденские перевозчики. Как и все, они с надеждой ждут окончания пандемии.

— Пассажиропоток снизился: людей в маршрутках стало меньше на 60%. Наверное, те, кто ездил раньше, перешли на удаленную работу, — предполагает директор «УздаТрансПлюс» Игорь Моисеенко. — Пожилые и вовсе предпочитают избегать поездок в общественном транспорте, это видно.

На фирме все водители остались работать, но зарабатывать стали меньше — в связи с уменьшением количества рейсов.

— Если раньше отправляли по 20 в день, то сейчас осталось 9, — поясняет директор. — Большой поток остался в утреннее время — с 6:00 до 8:00 — и в вечернее — с 17:00 до 19:00. Тогда едут в Минск на работу и обратно домой. Пока удается оставаться на плаву: на топливо и зарплату водителям хватает, а вот на запчасти уже нет.

Руководитель отметил, что водители соблюдают рекомендации врачей — обрабатывают руки, а также те места внутри салона, которых люди часто касаются. Маску надевают по желанию. После каждого рейса моют пол водой с хлоркой.

— Наверное, только половина пассажиров ездит в масках, но стараются, если позволяет ситуация, рассаживаться по одному и не подсаживаться ко мне на первое сиденье. Я сам всегда езжу в маске, а после того как рассчитаюсь с людьми, дезинфицирую руки и поверхность. Безопасность прежде всего, - отмечает водитель Леонид Трацевский.

Опубликовано: 21.05.2020  13:44 Просмотров: 97